Проблема с почерком - довольно распространенная в
начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша.
Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма
испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты
в момент старта.
Если возникают трудности...
Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения
возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть
умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).
Что делать в этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной
тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а
кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке,
но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.
- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет
следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как
можно больше.
- Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную
координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя
извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по
контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной.
- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями,
дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится
детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз
и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания,
вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно
превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими
деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров
из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами
по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
- Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у
них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей
вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки).
Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание,
выжигание.
Особые случаи
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка
координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры
(например, с мячом), танцы, гимнастика.
Если, несмотря на все усилия - ваши и ребенка, не удается выработать более-менее
приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая
консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных
буквах, а о более существенных проблемах.
Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы
располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие
деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она
может быть следствием функциональных и органических нарушений головного
мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него
будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно
развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди
левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось,
менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как
нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь
ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для
левшей.
Сайт
источник: http://adalin.mospsy.ru/
|