Наша библиотека
Библиотека – это отдельное социокультурное пространство, со своими правилами и традициями, с которыми знакомят детей школьный библиотекарь вместе с классными руководителями.
В течение последних 2 лет обязанности заведующей библиотекой исполняет социальный педагог школы Хоменко Ольга Владимировна.
На данном этапе функционирования школьной библиотеки преобладают формы индивидуального библиотечного обслуживания читателей, что позволяет удовлетворить их информационные потребности, развивать структуру и глубину интересов учащихся, содействовать повышению уровня их информационной культуры и читательского развития, организовывать продуктивное сотрудничество библиотекаря и посетителя библиотеки.
Наиболее важную роль в работе играют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. Проводятся беседы при записи читателя (о библиотеке и информационных ресурсах, правилах поведения и пользования фондами), при очередном посещении о прочитанных книгах, о рекомендуемой программной и внепрограммной художественной литературе. Беседа о прочитанной книге позволяет проверить эффективность работы по стимулированию чтения и наметить дальнейшие пути рекомендации книг, таким образом, библиотекарь получает оперативную обратную связь.
Комфортная среда библиотечного пространства играет особую роль в процессе формирования личности, читательского вкуса и интереса, и в целом в процессе образования. Она определяется через непосредственное окружение читателя благоприятной атмосферой библиотеки, установлением доброжелательных межличностных отношений между находящимися в библиотеке людьми. Она создается внешними и внутренними условиями. Первые включают в себя общий вид помещения: уют (у нас имеются зелёные растения), чистота и порядок в библиотеке. Ко вторым относятся: создание атмосферы дружелюбия, открытости, внимательности, вежливости. Свободный доступ к книгам и периодическим изданиям, хранящимся или выставленным в читальном зале, позволяет посетителям не чувствовать себя «случайными гостями» в чужом доме.
Благоприятная среда способствует быстрому установлению продуктивного взаимодействия с учащимися, что в свою очередь благотворно сказывается на развитии личности ребенка, его психическом здоровье.
Особое внимание уделяется культуре пользования книгами и работе с информацией (подборка необходимой литературы по проблеме, выбор действий с учетом временных, интеллектуальных возможностей ученика и т.д.).
Фонд библиотеки постоянно пополняется новой учебной литературой в соответствии с требованиями законодательных актов и ФГОС. В настоящее время общее количество единиц хранения составляет – 9391 экземпляров: из них учебники – 4296 экз.
В перспективе работы библиотеки планируется найти активных родителей и принять участие в проектах, пропагандирующих чтение.
Основные функции школьной библиотеки:
Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
План работы библиотеки на 2019-2020 учебный год
10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам
1. Читайте с рождения
Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.
2. Сделайте чтение игрой
Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.
3. Не бойтесь повторений
Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас. Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве.
4. Учите стихи
Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.
5. Пусть литературу выбирает ребёнок
Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.
6. Выбирайте правильные аргументы
Неубедительно:
- Эту книгу вам задали в школе
- Эту книгу мы давно не читали
- Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
- Эту книгу рекомендовал продавец книжного
- Эта книга нравится всем
Серьёзные доводы:
- Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
- Это книга автора, которого ты уже хвалил
- Это книга про то, что ты любишь
- Эта книга попала к нам домой магическим образом
- Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится
7. Сделайте покупку книги приключением
На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.
8. Обратите внимание на формат книги
К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги.
9. Создайте ребёнку правильное окружение
Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.
10. Читайте сами!
Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей. В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».