Вторник, 16.04.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS

ШКОЛА 23

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Представление педагогического опыта

  Рекомендации по выявлению, изучению

и представлению педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

Что такое педагоги­ческий опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педа­гогической деятельности. В совре­менных условиях он выступает важнейшим инструментом повы­шения качества образования.

Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершен­ствовании профессионально-педа­гогической компетентности педа­гогических работников образовательных учреждений. Высокие ре­зультаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действую­щие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспи­танников, творчески использует научно-методические рекоменда­ции, педагогически целесообразно учитывает специфику условий об­разовательного процесса. В данном случае педагогическая дея­тельность учителя не отличается принципиальной новизной, но ха­рактеризуется высоким репродук­тивным профессионализмом. Пе­дагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески ис­пользует все лучшее из теории, вно­сит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему со­вершенствовать качество и резуль­таты образовательно-воспитатель­ной деятельности.

Общепринято передовым педаго­гическим опытом (ППО) считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достига­ются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организа­ции педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая ре­зультативность в обучении, воспи­тании и развитии учащихся; более экономичная организация обуче­ния и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные ва­рианты решения педагогических задач. Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимуще­ственно отдельные из основных направлений педагогической дея­тельности - процесс обучения, процесс воспитания, процесс уп­равления школой и т.д.

Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: ис­точником опыта может быть от­дельный учитель или группа учите­лей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководи­телей, весь педагогический кол­лектив или региональная система образования в целом.

На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репро­дуктивный характер, когда учитель- практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педаго­гическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происхо­дит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наиболь­шую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, ког­да учитель или педагогический кол­лектив моделируют будущее каче­ство педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспе­риментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надеж­ности и эффективности. Источни­ком педагогического опыта высту­пает известная повторяемость (ре­гулярность, цикличность) педагоги­ческой практики.

Для характеристики педагогов — носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Учитель-мастер свобод­но владеет профессиональной тех­нологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результа­тов в обучении и воспитании. Учи­тель-новатор отличается качества­ми мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффектив­ность педагогического процесса. Для такого учителя как творца ха­рактерны оригинальность стиля ра­боты, рационализаторство, про­грессивные новации. Работа учите­ля-исследователя характеризует­ся не только мастерством, новатор­ством и творчеством, но и элемен­тами целенаправленной научно-ис­следовательской деятельности, прогнозированием и моделировани­ем педагогического процесса, вы­соким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педаго­гическими исследовательскими умениями и навыками педагогичес­кого анализа.

Педагогический опыт - это уже свершившаяся, как бы «остановлен­ная», педагогическая практика. Оп­ределить главную причину состояв­шегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой ана­лиз необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и гра­ниц его использования. При анали­зе педагогического опыта необхо­димо понять, почему педагог дей­ствует именно так, а не иначе.

 

 

Изучение и обобщение педа­гогического опыта

Проникнуть в сущность педагоги­ческих явлений, в лабораторию учителя или коллектива учителей далеко не просто. Выявление и изучение педагогического опыта может осуществляться по-разно­му— от поверхностного «схваты­вания» внешне эффективных при­емов работы до проникновения в суть данного опыта. В зависимос­ти от глубины осмысления и ана­лиза опыта используются несколь­ко этапов его изучения.

1.     Этап сравнения — фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредствен­ного эмоционального восприя­тия.

2.     Этап описания нахождение отдельных особенностей в органи­зации образовательных процес­сов, характерных для данного опы­та на основе наблюдений и анали­за работы педагогов.

3.     Этап осмысления — выявление основной педагогической идеи опыта на основе проникновения в систему работы педагога.

4.     Этап обобщения — выявление границ применения данного опы­та на основе анализа его всеоб­щих,   особенных  и   единичных свойств.

Обобщение педагогического опы­та — это всегда анализ и синтез информации, полученной в резуль­тате изучения; ее отбор, класси­фикация; выделение основного, главного; выявление особеннос­тей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Обобщение педагогического опыта обязатель­но включает в себя такие последо­вательные действия, как:

1.     анализ ведущих идей педагоги­ческого опыта; выявление противо­речий, которые решает именно этот опыт, раскрытие его возможностей;

2.     психологический настрой на восприятие и осознание идей именно этого педагогического опыта;

3.     фиксация достоинств и ограни­чений этого педагогического опы­та, включая выявление пределов его применения; осмысление воп­росов, не решенных в рамках дан­ного педагогического опыта;

4.     оценка условий, обеспечивающих возможность достижения высоких результатов при использовании данного педагогического опыта;

5.     выбор способа описания педа­гогического опыта.

 

 

Представление педагогического опыта

Схема представления информа­ции о педагогическом опыте дол­жна включать:

1.     данные о носителе педагогичес­кого опыта;

2.     исходное состояние учащихся (уровень развития познавательных способностей учащихся, уровни их обученности, воспитанности);

3.     проблемы, решаемые с помо­щью данного педагогического опыта;

4.     содержание деятельности (ти­пичные примеры педагогического опыта, характеристика деятельно­сти его носителя, трудности ста­новления опыта; мотивы поведе­ния учащихся, их отношение к деятельности по самопознанию, са­моразвитию, самовоспитанию);

5.     идеи, закономерности, механиз­мы, лежащие в основе данного пе­дагогического опыта, выводы о ди­апазоне его использования.

 

 

Требования к педагогам, обоб­щающим свой опыт

1.     Глубокие и разносторонние зна­ния своего предмета и смежных дисциплин.

2.     Знание современных методик преподавания; владение методи­ками анализа учебно-методичес­кой работы по предмету; умение корректировать и адаптировать базовые программы и методики: умение разрабатывать авторские образовательные программы.

3.     Знание теории педагогики и воз­растной психологии школьника, использование в работе различных форм психолого-педагогической диагностики.

4.     Владение способами индивиду­ализации обучения, умение ис­пользовать элементарные сред­ства диагностики и коррекции ин­дивидуальных особенностей уча­щихся при реализации дифферен­цированного подхода.

5.     Умение анализировать свою де­ятельность (видит свои недостат­ки, пробелы и просчеты в работе: понимает их причины и исправля­ет недостатки; усиливает позитив­ные моменты в своей работе и на­ходит эффективные решения).

6.     Умение активизировать познава­тельную деятельность учащихся. которое включает в себя создание условий, способствующих форми­рованию положительной мотивации учения; умение интересно препода­вать учебный материал, активизи­ровать учащихся через использова­ние поисковых и проектно-исследовательских методик.

7.     Обеспечение высоких учебных результатов (учащиеся показывают хорошие, близкие к максимально соответствующим их возможнос­тям, результаты по итогам прове­рочных работ, экзаменов; демонст­рируют знания теоретических и практических основ предмета; уча­щиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).

8.     Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную дина­мику по результатам учебно-вос­питательной работы).

 

 

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

1.     Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успе­хи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесооб­разно взять тему, которую вы счи­таете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2.     Сохраняйте и накапливайте ма­териалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочи­нений и контрольные работы уча­щихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школь­ников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3.     Внимательно следите за научно-методической литературой, ве­дите библиографические списки по интересующим вас вопросам.

4.     4Приведите в систему ваши ме­тодические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоя­тельных заданий для учащихся и др.),  сопроводив их краткими разъяснениями.

5.     Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

6.     Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, ме­тодическая разработка или рекомендации.

7.     Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем со­ставьте по теме тезисы. Вспом­ните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основ­ная идея и логика изложения темы.

8.     Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «пото­нул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

9.     Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинте­ресен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудно­стях, ошибках.

11. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела со­кращайте введение, избегайте об­щих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старай­тесь излагать кратко, просто, ло­гично, стройно, избегая повторе­ний. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, граммати­ческих, орфографических и пунк­туационных ошибок в тексте, опи­сывающем ваш опыт.

12. Подберите и надлежащим об­разом оформите приложения (схе­мы, карты, таблицы, работы уча­щихся, списки литературы и др.).

13. Работая над обобщением соб­ственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (инсти­тутом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к ру­ководителю школьного или район­ного (городского) методического объединения, а также к руководи­телям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.

14. Представляйте материалы для обобщения вашего педагоги­ческого опыта заранее, одновре­менно с заявлением в аттестаци­онную комиссию. Помните, что ре­зультативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления ваше­го индивидуального педагогичес­кого опыта.

 

 

 

 

 

 

 

  

  

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz